Русский язык



4 класс
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся по разделу «Части речи»

З н а т ь:
изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и их грамматические признаки;
падежи имени существительного;
о 1, 2, 3-м склонении имен существительных;
о распределении имен существительных по типам склонения;
способы проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ияи во множественном числе;
о связи имен прилагательных с именами существительными в предложении;
о склонении имен прилагательных;
способы проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных (кроме имен прилагательных с основой на шипящие и ц);
о личных местоимениях;
о склонении личных местоимений;
о раздельном написании местоимений с предлогами;
о неопределенной форме глагола;
о написании ь после шипящих в неопределенной форме глаголов (беречь, печь);
об изменении глаголов по лицам и числам (спряжение);
о ІІІ спряжении глаголов;
о правописании безударных гласных е, и в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени;
об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам;
правило правописания глаголов на -тся, -ться;
правило правописания ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица; 
о написании гласных перед суффиксом -л- (в глаголах прошедшего времени).
У м е т ь  (владеть способами познавательной деятельности):
определять имена существительные;
определять (с опорой на таблицы, памятку) склонение и падеж имен существительных;
использовать способы проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном и во множественном числе (кроме имен суще-ствительных на -мя, -ий, -ие, -ия);
писать (с опорой на таблицы, памятку) безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном и во множественном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия);
определять имена прилагательные;
использовать способы проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на шипящие и ц);
писать (с опорой на таблицы, памятку) безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на ши-пящие и ц);
определять личные местоимения;
правильно употреблять падежные формы личных местоимений 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа в предложениях и текстах;
определять глаголы;
изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
ставить глаголы в начальную (неопределенную) форму;
определять (с опорой на таблицы, памятку) спряжение глаголов;
использовать способы проверки написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени;
писать (с опорой на таблицы, памятку) личные окончания глаголов настоящего и будущего времени;
применять на практике правило написания ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (читаешь, прочитаешь);
применять на практике правило написания ь после шипящих в глаголах неопределенной формы (беречь, печь);
применять на практике правило написания глаголов на -тся, -ться;
правильно писать гласные перед суффиксом -л- (в глаголах про-шедшего времени).


Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся по разделу «Предложение»

З н а т ь:
о главных (подлежащее и сказуемое) членах предложения;
о второстепенных (без деления на виды) членах предложения;
об однородных (главных и второстепенных) членах предложения;
об интонации перечисления и противопоставления однородных членов предложения;
правила постановки запятых между однородными членами предложения.
У м е т ь  (владеть способами познавательной деятельности):
определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные  (без деления на виды) члены предложения;
находить однородные члены предложения;
правильно оформлять на письме предложения с однородными членами (без союзов и с союзами и, а, но);
составлять предложения с однородными членами;
производить разбор предложений по членам предложения (без деления второстепенных членов предложения на виды).

Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся по разделу «Текст»

З н а т ь:
основные признаки текста;
об особенностях текстов-повествований, текстов-описаний, текстов-рассуждений;
о трехчастном строении текстов;
о плане текста.
У м е т ь  (владеть способами познавательной деятельности):
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение);
делить текст на смысловые части;
составлять план текста (под руководством учителя, самостоятельно);
составлять тексты-повествования и тексты-описания по наблюдениям, ситуации, картине, плану (устно);
составлять элементарные тексты-рассуждения (устно);
писать подробное изложение текстов-повествований и текстов-описаний;
составлять тексты-поздравления;
соблюдать в речи основные этические правила общения: уметь слушать, быть внимательным, доброжелательным, приветливым в разговоре.
И с п о л ь з о в а т ь  п р и о б р е т е н н ы е  з н а н и я  и  у м е н и я  в  п р а к т и ч е с к о й  д е я т е л ь н о с т и  и  п о в с е д н е в н о й  ж и з н и:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (определять тему, основную мысль высказывания);
создавать собственные высказывания в различных видах речевой деятельности в соответствии с целью, задачами, ситуацией общения, а также правилами речевого этикета и социальными нормами поведения;
находить нужную информацию в Интернете, в толковом, орфографическом словарях, справочниках, энциклопедиях; нужные книги в библиотечном каталоге.


Оформление письменных работ по русскому языку в тетрадях с широкой строкой
Правила оформления работ в тетради с широкой строкой остаются прежними, но есть некоторые дополнения:
1. Высота строчных букв примерно 3 - 4 мм, заглавных -7 мм (строчные буквы занимают по высоте половину строки или чуть ниже, заглавные немного не доводят до верхней линии строки)
2. Элементы, выступающие за границу нижней линии прописываются на 3-4 мм вниз.
3. Текст нового задания начинается с красной строки (отступ вправо на 1,5-2 см), на последующих строчках дополнительных полей с пропуском не должно быть.
4. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
5. В ходе выполнения одной работы по русскому языку строчки не пропускаются.
6. Новая страница начинается с самой верхней строки. Дописывается страница до конца, включая последнюю строку.
7. Между работами (классной, домашней) следует пропускать 2 строчки (пишем на третьей)





Перечень произведений для внеклассного чтения
1. ЖИВОЕ НАРОДНОЕ СЛОВО
Для внеклассного чтения
Сборники сказок:
«Русские народные сказки».
«Белорусские народные сказки».
«Сказки народов мира».
«Волшебные сказки народов мира».
«Волшебный сундучок. Сказки народов Европы».
 
2. СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК
Для внеклассного чтения
Литературные сказки (книга-произведение или авторский сборник):
А.С.Пушкин. «Сказки».
Братья Гримм. «Сказки».
Х.-К.Андерсен. «Сказки».
Ш.Перро. «Сказки».
Р.Киплинг. «Сказки джунглей».
С.Аксаков. «Аленький цветочек».
Д.Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки.
 
3. КРАСИВА ПТИЦА ПЕРОМ, А ЧЕЛОВЕК – ДЕЛАМИ И УМОМ
Для внеклассного чтения
Авторские сборники произведений:
Л.Толстой. Для детей. Рассказы. Басни. Сказки.
И.Крылов. Басни (издания для детей младшего школьного возраста).
В.Драгунский. «Денискины рассказы», «Двадцать лет под кроватью», «Зеленчатые леопарды».
В.Осеева. «Рассказы и сказки», «Сыновья», «Синие листья», «Волшебная иголочка».
Е.Пермяк. «Самое страшное», «Хитрый коврик», «Пичугин мост».
 
4. ПОЭЗИЯ – ГОСТЬЯ НЕБЕСНАЯ – ЛЕТИТ НАВСТРЕЧУ ТЕБЕ
          Для внеклассного чтения
Авторские сборники стихотворений:
С.Михалков. «Мы с приятелем», «Фома», «Дядя Степа – ветеран» и др.
А.Барто. «Мы с Тамарой», «По дороге в класс», «У нас под крылом» и др.
В.Орлов. «Узелки», «Ученый кот», «Здравствуй, Родина моя».
С.Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Рассказ о неизвестном герое».
Сборники стихотворений о природе:
«Времена года». Стихотворения русских поэтов о природе (для младшего школьного возраста).
«Времена года». Стихи и рассказы о природе, загадки.
«Четыре времени года». Приметы, загадки, пословицы, стихотворения.
 
5. УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
Для внеклассного чтения
Сборники произведений о природе, животных:
В.Бианки. «Лесная газета», «Сказки и рассказы о животных».
Ю.Дмитриев. «Лесные загадки».
Б.Житков. «Что бывало» (рассказы о животных).
Н.Сладков. «Лесной календарь», «Лесные сказки».
Г.Снегирев. «Про пингвинов», «Птицы наших лесов».
Г.Скребицкий. «Четыре художника», «В лесу и на речке».
С.Сахарнов. «Морские сказки».
И.Соколов-Микитов. «Год в лесу».
Е.Чарушин. «Большие и маленькие».
Э.Шим.  «Рассказы и сказки о природе».
Детские энциклопедии.

Словарные   слова, 3 класс

 автобус
 аппетит
 берег
 болото
 ветер
 девочка
 дятел
 жаворонок
 календарь
 картина
 картофель
 квартира
 конфета
 корзина
 коридор
 костер
 крапива
 ладонь
 метро
 морковь
 неделя
 огурец
 орех
 пальто
 помидор
 посуда
 пшеница
 рюкзак
 рябина
 салат
 сапоги
 синица
 смородина
 собака
 суббота
 телевизор
 товарищ
 трамвай
 улица
 урожай
 футбол
 человек
 черника
 яблоня



РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

3 – 4 классы



1.                      Разделительный мягкий знак.
Выпиши  слово правильно. Запиши 2 слова на это правило.Например: вьюга, листья, платье
2.                      Двойные согласные.
Выпиши слово правильно. Запиши  2 слова на это  правило, раздели
слова для переноса. Например: груп-па, кас-са, ван-на
3.                Состав слова.
Выпиши слово, разбери его по составу. Например: пришёл.
4.        Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово, подбери родственное слово, выдели корень, подчеркни
проверочное слово. Например: звёздное – звезда .                                                                       
 5.        Гласные после шипящих.
Спиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова с этой
орфограммой. Например: машина - лыжи.
6.         Правописание приставок со словами.
Выпиши слово, выдели приставку, образуй от этого слова родственные
слова с разными приставками. Например: заехал, приехал, уехал.
7.         Правописание предлогов со словами.
Выпиши предлог и слово, между предлогом и словом вставь еще одно
слово. Например: по широкой дороге.
8.         Разделительный  Ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова на
это правило. Например: съесть, объезд, подъехал.
9.         Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это
правило.
Например:  луч (м. р.), овощ, плащ или ночь (ж. р.), дочь, печь.
10.       НЕ с глаголами.
Выпиши глаголы с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: не был, не учил, не писал.
11.       Безударные гласные в корне слова.
Выпиши слово правильно. Выдели корень, запиши проверочное слово. Например: медок - мёд.
12.       Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Подбери два проверочных слова.    
Например: сторона – стороны, сторонка.
13.        Мягкий знак ( ь), обозначающий мягкость.
Выпиши слово правильно. Подчеркни букву, после которой писали ь. Допиши ещё
2 слова на это правило. Например: мазь, конь, письмо.
14.        Словарные слова.
Выпиши слово, подбери к нему ещё 2 однокоренных слова. Например: дорога, дорожный, подорожник.
15.        Пропуск и замена букв.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова, в которых эта буква пишется.
Например: неделя, день, ночь

16.       Гласные и согласные в приставке.
Выпиши слово правильно и выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с
этой же приставкой. Например: полетел, побежал.
17.       Разбор предложения по членам.
Спиши предложение, подчеркни главные члены.
18.       Имена собственные - имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, улиц, деревень, рек.
Выпиши правильно слово. Подчеркни заглавную букву. Запиши ещё 2 слова на
это правило. Например: Таня, Жучка, Могилёв.
19. Неправильный звуко-буквенный разбор слова.
Сделай разбор слова, пользуясь памяткой.
20.       Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь части речи.
21.       Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они
зависят.  
22.       Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип
склонения и падеж. Выдели окончание.   
 Например: на опушке (опушка), сущ., 1 скл..
23.       Правописание безударных  падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на
окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число и падеж
прилагательного по существительному.
Например: к лесу (какому?) дальнему – м. р., ед. ч., Д. п.
24.       Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
будущем времени.
Выпиши глагол. Выдели окончание. Определи спряжение. Напиши ещё 2 глагола
этого спряжения.
Например:  строишь (ІІспр.), шутишь, готовишь.
   

Контроль и оценка выразительного чтения наизусть

Предметом специального обучения на уроках литературного чтения является выразительное чтение стихов и прозы.
Выразительность чтения предусматривает:
— соблюдение интонации предложения (повествовательной, вопросительной, восклицательной);
— пауз в соответствии со знаками препинания;
— логического ударения;
— тона и темпа чтения в соответствии с эмоциональным настроением произведения.
Важнейшими показателями выразительного чтения наизусть являются:
— твёрдое знание текста и точность его воспроизведения;
— выразительность чтения;
— соблюдение произносительных норм.
Показатели оценки выразительного чтения наизусть отражены в таблице 4.

Оценка выразительного чтения наизусть

Таблица 4
Балл
Показатели оценки
Соблюдение
произносительных
норм
Точность воспроизведения
Выразительность
1
Воспроизведение первых
строк стихотворения
Монотонное
чтение
Делает
много ошибок
2
Фрагментарное воспроизведение
Монотонное
чтение
Делает
много ошибок
3
Неоднократная помощь при
воспроизведении, перестановка,
замена слов, пропуск строк
Монотонное
чтение
Делает
много ошибок
4
Неоднократная помощь при воспроизведении,
перестановка, замена слов, пропуск строк
Элементы
выразительности
Делает
много ошибок
5
Неоднократная помощь при воспроизведении,
перестановка, замена слов, пропуск строк
Элементы
выразительности
Допускает
незначительное
количество ошибок
6
Неоднократная помощь при воспроизведении,
перестановка, замена слов
Элементы
выразительности
Допускает
2 ошибки
7
Полное соответствие тексту произведения
(допускается однократная помощь учителя)
Выразительное
чтение
Допускает
1-2 ошибки
8
Полное соответствие
тексту произведения (ученик
самостоятельно устраняет ошибку
в замене слов)
Выразительное чтение
Допускает
1 ошибку
9
Полное соответствие тексту произведения
Выразительное чтение
Нет ошибок
10
Полное соответствие тексту произведения
Выразительное
эмоциональное
чтение
Нет ошибок

Контроль и оценка подробного пересказа

Оценка подробного пересказа осуществляется по следующим критериям:
— точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания);
— последовательность изложения событий;
— наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою);
— качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лёгкая, свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием);
— наличие или отсутствие речевых недочётов: необоснованное повторение одного и того же слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных слов и просторечий и др. 

Оценка подробного пересказа

Таблица 5
Баллы
Показатели оценки
1
Неосознанное запоминание текста.
Фрагментарное (отрывочное, неполное), несвязное воспроизведение содержания. Пересказ только с помощью вопросов учителя.
Речь развита плохо. Допускает многочисленные речевые недочёты, затяжные паузы
2
Неосознанное запоминание текста.
Фрагментарное воспроизведение содержания. Нарушение логики изложения.
С трудом передаёт содержание прочитанного. Нуждается в помощи учителя.
Речь монотонная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты, длительные паузы
3
Неосознанное воспроизведение событий.
Многократное нарушение последовательных связей. Неполная передача содержания.
Не высказывает оценочных суждений. Нуждается в помощи учителя.
Речь монотонная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты
4
Неосознанное воспроизведение событий.
Неполная передача содержания. Есть нарушения в логике изложения.
Не высказывает оценочных суждений даже после наводящих вопросов учителя. Речь маловыразительная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты
5
Пропуск некоторых деталей фактического и эмоционального содержания произведения.
Есть некоторые нарушения в логике изложения.
Высказывает оценочные суждения после наводящих вопросов учителя.
Речь маловыразительная, бедная. Допускает незначительное количество речевых недочётов
6
Пропуск некоторых деталей эмоционального содержания произведения (не называет чувства, состояние героя). Дополняет пересказ после наводящих вопросов учителя. Связная и последовательная передача событий.
Высказывает оценочные суждения после напоминания учителя.
Речь достаточно выразительная. Допускает отдельные речевые недочёты
7
Пропуск некоторых деталей фактического содержания произведения. Сам дополняет пропущенные факты.
Связная и последовательная передача событий.
Высказывает оценочные суждения после напоминания учителя.
Речь достаточно выразительная. Допускает отдельные речевые недочёты
8
Полная и точная, связная и последовательная передача содержания произведения.
Пользуется только дословной передачей текста (почти наизусть).
Высказывает личное отношение к поступку, герою (предмету описания) после напоминания учителя.
Речь выразительная, эмоциональная. Допускает единичные речевые недочёты
9
Полная и точная, связная и последовательная передача содержания произведения. Пользуется только дословной передачей текста.
Высказывает личное отношение к поступку, герою, предмету описания.
Речь выразительная, эмоциональная. Допускает единичные речевые недочёты, которые самостоятельно исправляет
10
Учебные достижения соответствуют показателям отметки 9 баллов. Кроме того, учащийся употребляет в пересказе авторские образные слова и выражения.
Не пользуется дословной передачей текста, а применяет и другую лексику.
Речь эмоциональная, выразительная, лёгкая. Не допускает речевых недочётов

Контроль и оценка краткого пересказа

Краткий пересказ подлежит поурочному контролю, начиная с третьего года обучения (при изучении второго языка — с четвёртого года обучения).
Оценка краткого пересказа осуществляется по следующим критериям:
— обобщённая передача основного содержания (без включения подробностей, прямой речи персонажей, авторских образных выражений);
— последовательное, связное, без пропусков, изложение основного содержания;
— передача своими словами основного содержания.
Показатели оценки краткого пересказа отражены в таблице 6.

Оценка краткого пересказа

Таблица 6
Баллы
Показатели оценки
1
Дословное воспроизведение первых заученных предложений текста
2
Дословное воспроизведение первой части текста
3
Подробный несвязный пересказ смысловых частей текста
4
Подробный пересказ смысловых частей текста с попыткой передать кратко (2-3 предложениями) одну из частей текста
5
Краткий несвязный пересказ основного содержания смысловых частей текста с включением деталей, прямой речи персонажей как следствие механического сокращения текста
6
Краткий последовательный пересказ основного содержания смысловых частей текста, но с включением деталей, дословной передачей диалога
7
Краткий последовательный пересказ основного содержания смысловых частей текста, но с включением некоторых деталей; обобщённая передача диалога косвенной речью, но с переходом на прямую речь
8
Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части текста своими словами (3-4 предложениями), но с включением единичных деталей
9
Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части теста своими словами (2-3 предложениями)
10
Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части текста своими словами (1-2 предложениями)

Сводная таблица показателей оценки результатов учебной деятельности учащихся по литературному чтению

Таблица 7
Баллы
Навык чтения
Выразитель-
ность
Осознанность
Правильность
речи
Способ чтения
Правильность
Темп чтения
Интонация
предложения, паузы, логические ударения,
тон и темп чте-
ния
Глубина понимания. Уровень сформированности   читательских умений
Количество ошибок
1
Слоговое чтение
Допускает много технических
ошибок**
Чрезмерно замедленный
Читает монотонно*
Присутствовал на занятии, слушал, читал. На поставленные вопросы не отве-
чает
Делает многочисленные речевые ошибки
2
Слоговое чтение
Допускает много технических
ошибок
Чрезмерно замедленный
Читает монотонно
Демонстрирует непонимание произведения. Поставленные вопросы
осмысливаются неверно
Делает многочисленные речевые ошибки
3
Читает с
элементами
слогового чтения. Способ чтения комбини-
рованный
(слог — слово)
Допускает много технических ошибок***
Чрезмерно замедленный
Читает монотонно, не соблюдает паузы на авторских знаках препинания. Нечётко
произносит звуки 
Фрагментарное понимание произведения. Не способен выполнить простейшие задания по
тексту
Делает многочисленные речевые ошибки
4
Читает с элементами слогового чтения
Допускает 5-6 технических ошибок
Замедленный
Читает монотон-
но. Не соблюдает паузы на авторских знаках препинания. Нечётко произносит звуки 
Фрагментарное понимание
произведения. Ориентируется в тексте только с помощью учителя. Нуждается в помощи учителя при выполнении практических заданий с текстом
Делает речевые ошибки, которые исправляет при помощи учителя
5
Читает
целыми словами, допускает послоговое чтение многосложных слов и слов,
непонятных
по смыслу
Допускает до 4 технических ошибок
Замедленный
Слабо осознаёт
задачу выразительного чтения. Частично соблюдает логические паузы, ударения. Допускает интонационные не-
точности
Понимает фактическое со-
держание прочитанного, 
но не осознаёт причинную связь событий, не умеет выразить своего отношения к герою, поступку. Ориентируется в тексте только с помощью учителя. Нуждается в помощи учителя при выполнении практических заданий с текстом
Делает речевые ошибки, которые исправляет при помощи учителя
6
Читает це-
лыми словами (4-й год обучения). Читает с элементами слогового чтения (3-й год обуче-
ния)
Допускает 3 технические ошибки
Чуть замедленный
Осознаёт задачу
выразительного чтения с помощью учителя. Не всегда соблюдает интонацию предложений, длину паузы, логические уда-
рения
Понимает фактическое со-
держание прочитанного. 
Основную мысль произве
дения определяет неточно. Высказывает отношение к
поступку, герою, событию с помощью наводящих вопросов учителя. Не может обосновать свои суждения. Ориентируется в тексте с помощью учителя. Демонстрирует читательские умения, определённые
программой, но допускает
неточности при выполне-
нии практических заданий с
текстом
Допускает отдельные речевые ошибки
7
Читает целыми словами
Допускает 2-3 технические ошибки
Беглый
(соот-
ветствует
скорости разговорной речи (IV кл.), чуть замедленный ( III кл.)
Осознаёт задачу
выразительного
чтения с помо-
щью учителя.
Допускает 1-2 интонационные неточности. Не всегда соблю-
дает логические
ударения. Вы-
держивает длину
пауз
Достаточно полное понима-
ние и осмысление текста.
Высказывает отношение к поступку, герою, событию
с помощью наводящих во
просов учителя. Ориентируется в тексте с помощью учителя. Демонстрирует читатель-
ские умения, определённые
учебной программой, но 
допускает неточности при
выполнении практических
заданий с текстом
Допускает отдельные речевые недочёты

8
Читает целыми словами
Допускает 2(III кл.) и 1 (IV
кл.) технические ошибки, но самостоятельно исправляет их
Беглый (соот-
ветствует естественной скорости разговорной речи)
Самостоятельно осознаёт задачу выразительного чтения. Допуска-
ет по 1 ошибке в постановке логического ударения и выдерживании пауз. Допускает 1   интонационную неточность
Полноценно воспринимает
художественное произведение. Умеет выразить своё отношение к герою, его по-
ступку, мотивируя свои суждения. Ориентируется в тексте самостоятельно. Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает
отдельные неточности, ко
торые сам и исправляет
Допускает отдельные речевые недочёты

9
Читает це-
лыми словами
Не допускает технических ошибок
Беглый
(соответствует естествен-
ной скорости разговорной речи)
Самостоятельно осознаёт задачу
выразительного
чтения. Правильно находит тон и темп чтения.
Выдерживает при чтении различную длину пауз. Допускает 1 ошибку в поста-
новке ударения
Полноценно воспринимает
художественное произве-
дение .
Свободно ориентируется в тексте для подтверждения
своих ответов. Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает единичную неточность, которую сам исправляет
Допускает единичные и незначительные речевые недочёты

10
Читает целыми словами
Не допу-
скает технических 
ошибок
Беглый
(соот-
ветствует
естественной ско-
рости раз-
говорной
речи)
Самостоятельно
осознаёт задачу
выразительного
чтения. Соблю-
дает интонацию
предложения
(повествова-
тельную, вопро-
сительную, вос-
клицательную). Верно определя
ет в тексте место
пауз, логические
ударения. Пра-
вильно находит
тон и темп чтения 
(они соответству- 
ют настроению
произведения,
героя)
Полноценно воспринимает
художественное произве-
дение.
Легко ориентируется в тексте.
Выполняет любые практические задания с текстом
произведения в пределах
программных требований,
демонстрируя высокий уровень овладения читательскими умениями
Нет ошибок



* Монотонным чтением считается чтение без соблюдения интонации предложения (повествовательной, вопросительной, восклицательной), пауз на авторских знаках препинания, логического ударения, тона и темпа чтения, соответствующих эмоциональному содержанию произведения.
** Технические ошибки при чтении: замена окончаний слов, повторение слога или слова при чтении, пропуски слов, добавления, искажения слов, ошибки ударения.
*** При изучении второго языка допускается увеличение количества ошибок на 2.


Оценка обучающих классных и домашних работ по русскому языку


Балл
Количество ошибок
1
более 7 ошибок
2
7 ошибок
3
6 ошибок
4
5 ошибок
5
4 ошибки
6
3 ошибки
7
2 ошибки
8
1 ошибка
9
1 негрубая ошибка
10
0 ошибок, допускается 1-2 исправления на месте негрубых ошибок


При наличии в работе 1-2 исправлений на месте негрубых орфографических и пунктуационных ошибок — отметка не снижается; 3-7 исправлений — отметка снижается на 1 балл; более 7 исправлений — на 2 балла.


Оценка контрольного диктанта


Балл

Количество ошибок

1
Более чем на 2 балла
2
0/9*, 1/8, 1/9, 2/7, 2/8, 3/6, 3/7, 4/5, 4/6, 5/4, 5/5, 6/3, 6/4, 7/2, 8/1, 8/2, 9/0, 9/1, 10/0
3
0/7, 0/8, 1/6, 1/7, 2/5, 2/6, 3/4, 3/5, 4/3, 4/4, 5/2, 5/3, 6/0, 6/1, 6/2, 7/0, 7/1, 8/0
4
0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1
5
0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1
6
0/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1
7
0/3, 1/2, 2/0, 2/1
8
2 негрубые, 0/2, 1/0, 1/1
9
0/1 или 1 негрубая орфографическая ошибка
10
0/0, допускается 1-2 исправления на месте негрубых ошибок
Примечание:
* в числителе — количество орфографических ошибок, в знаменателе – пунктуационных.

Контрольный диктант с грамматическим заданием состоит из диктанта и грамматического задания (не более 3 заданий). В качестве грамматических используются фонетические, морфологические, синтаксические, лексические и т. п. задания.
За контрольный диктант с грамматическим заданием выставляются две отметки: одна — за диктант, другая — за грамматическое задание. Обе отметки выставляются по русскому языку в одну графу классного журнала: 8/7.
Оценка грамматического задания

Балл
Степень выполнения задания
1
Выполнены все задания, допущены 8 ошибок,
или выполнены 2 задания, допущены 5 ошибок,
или выполнено 1 задание, допущены 2ошибки
2
Выполнены все задания, допущены 7 ошибок,
или выполнены 2 задания, допущены 4 ошибки,
или выполнено 1 задание, допущена 1 ошибка
3
Выполнены все задания, допущены 6 ошибок,
или выполнены 2 задания, допущены 3 ошибки,
или выполнено 1 задание без ошибок
4
Выполнены все задания, допущены 5 ошибок
или выполнены 2 задания, допущены 2ошибки
5
Выполнены все задания, допущены 4 ошибки
или выполнены 2 задания, допущена 1 ошибка
6
Выполнены все задания, допущены 3 ошибки
или выполнены 2 задания без ошибок
7
Выполнены все задания, допущены 2ошибки
8
Выполнены все задания, допущена 1 ошибка
9
Выполнены все задания без ошибок, допущены 1-2 исправления
10
Выполнены все задания без ошибок и исправлений
Примечания:

орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, включаются в число ошибок за диктант;

Оценка контрольного словарного диктанта

Баллы
Количество ошибок
1
8 и более ошибок
2
7 ошибок
3
6 ошибок
4
5 ошибок
5
4 ошибки
6
3 ошибки
7
2 ошибки
8
1 ошибка
9
0 ошибок, 1-2 исправления на месте негрубых ошибок
10
0 ошибок, без исправлений

Оценка тематической контрольной работы

Балл
Объём и правильность выполнения задания
Выполнены   все задания и допущено
Выполнены   
4 задания и допущено
Выполнены   
3 задания и допущено
Выполнены   
2 задания и допущено
Выполнено   
1 задание и допущено
1
Более 8 ошибок
Более 6 ошибок
Более 5 ошибок
Более 4 ошибок
Более 3 ошибок
2
8 ошибок
6 ошибок
4-5 ошибок
3-4 ошибки
2-3 ошибки
3
7 ошибок
5 ошибок
3 ошибки
2 ошибки
1 ошибка
4
6 ошибок
4 ошибки
2 ошибки
1 ошибка
Без ошибок
5
5 ошибок
3 ошибки
1 ошибка
 Без ошибок
-
6
4 ошибки
2 ошибки
Без ошибок
-
-
7
3 ошибки
1 ошибка
-
-
-
8
2 ошибки
Без ошибок
-
-
-
9
1 ошибка
-
-
-
-
10
Без ошибок
-
-
-
-

Оценка изложения и сочинения

Балл
Полнота раскрытия темы и основной мысли
Ошибки
содержательные
и речевые
орфографические
и пунктуационные
1
Текст не завершён. Тема и основная мысль не раскрыты
Ошибок более, чем на 2 балла
Ошибок более, чем на 2 балла
2
Текст написан, но тема и основная мысль не раскрыты или раскрыты частично
3/3*, 3/4, 3/5
8/0**, 8/1, 7/2, 7/3, 6/4, 5/5, 4/6, 3/7
3
Тема раскрыта частично. Основная мысль не прослеживается
3/0, 3/1, 3/2
7/0, 7/1, 6/2, 6/3, 5/4, 4/5, 3/6, 2/7
4
Тема и основная мысль раскрыты частично
2/3, 2/4, 2/5
6/0, 6/1, 5/2, 5/3, 4/4, 3/5, 2/6
5
Тема и основная мысль в целом раскрыты
2/0, 2/1, 2/2
5/0, 5/1, 4/2, 4/3, 3/4, 2/5, 1/6
6
Тема и основная мысль в целом раскрыты
1/2, 1/3, 1/4
4/0, 4/1, 3/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6
7
Тема и основная мысль раскрыты
0/4, 1/0, 1/1
0/5***
3/0, 3/1, 2/2, 2/3, 0/5, 1/4
8
Тема и основная мысль раскрыты полностью
0/3
0/4***
2/0, 2/1, 1/2, 1/3, 0/4
9
Тема и основная мысль раскрыты полностью
0/1, 0/2
0/3***
1/0, 1/1, 0/1, 0/2, 0/3
10
Тема и основная мысль раскрыты полностью
0/0,
0/1***,
0/2***
0/0, 1 негрубая
Примечания:
*в числителе — количество ошибок содержательного характера, в знаменателе — количество речевых ошибок;
** в числителе — количество орфографических ошибок, в знаменателе — пунктуационных;
*** для учащихся учреждений образования с белорусским языком обучения;
при наличии в работе 1-3 исправлений на месте негрубых ошибок — отметка не снижается; 4-7 исправлений — отметка снижается на 1 балл; более 7 исправлений — на 2 балла.

Диктанты по теме «Имя Прилагательное»

Новая школа

Таня с Алёнкой пошли в новую школу. Светлое поле лежало по сторонам деревенской дороги. В поле было уже пусто. Хлеб убран, жёлтая стерня слабо блестела на солнце. А за полем стоял нарядный сентябрьский лес.
Дорога спустилась в зелёный овражек. А когда поднялась на горку, стало видно новую просторную школу. Вот она стоит на зелёной луговине и блестит на солнце большими и чистыми окнами. 

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза.
Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. 

Утро в лесу

Кончилась летняя ночь. Наступило раннее утро. На краю лесного болота токует глухарь. Далеко раздается его громкая песня. Над широкими полянами стелется туман. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка. Выглянуло солнышко и покатилось по ясному небу. Обсохнет на солнце роса, растает туман над зелёной поляной. Громче закукует кукушка.
Вот с ночного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила рысь. От всех врагов ушел ловкий зверек. 
Слова для справок: токует, стелется.

Зимние краски

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.
Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.
Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы. 

Зима

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.
На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.
Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно. 

Дятел

Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у него большие, когти цепкие.
Наступила холодная и голодная зима. Нашёл дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку, выбирает из неё семечки. Некоторые семечки он роняет на землю. Пройдут годы, около зимней столовой вырастут молодые деревья.
Берегите, ребята, лесных птиц! 

Диктанты по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных»

Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. 

Прогулка

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.
В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух! 

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. 

Ночной гость

Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двери до ворот по узкой тропинке. Ночью стояла удивительная тишина. В комнате было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу. В тетради были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замёрзшим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость! 

Яшка

На старой пихте рядом с избушкой живёт коршун Яшка.
Для Яшки я ловлю мелкую рыбу. Наловлю целую банку и высыпаю в траву. Коршун слетает с верхушки пихты, радостно и пронзительно кричит.
Однажды я один остался в избушке. Сидел на поваленной берёзе и рисовал. Рядом стояло ведро с хариусом для ухи. Яшка вдруг слетел с дерева, уселся на край ведра и стал клевать хариуса.

Зимой в лесу

 Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей. 

Ёлка

Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветилась огнями. 

Словарные слова, 4 класс


Антенна, асфальт, ещё, камень, компьютер, космос, медаль, мечтать, мороженое, однажды, океан, олень, оранжевый, памятник, пуговица, ребёнок, ромашка, тарелка, телефон, температура, тракторист, транспорт, фломастер, фонарь, белорус, велосипед, деревня, интересный, искусство, килограмм, колодец, концерт, красивый, крокодил, наоборот, осторожно, пенал, песчаный, планета, поздравление, порядок, сегодня, семечки, снегирь, страница, счастье, торжество, хозяин, чемпион, шоколад, щенок.

Диктанты для 3 класса 


Осенний лес
  Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые березки и осинки. Лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Стайка дроздов слетела с рябины. Над головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далекий путь на юг. (51 слово)
(Г. Скребицкий)
Пернатые друзья
  Сережа с папой делали кормушку для птиц. Сережа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Сережа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. Сережа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод. (50 слов)
(В. Чаплина)
  Слова для справок: делали, сколачивал, позавтракать.
Снежные фигурки
  С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)
  Слова для справок: выбежали, Дед Мороз, Снегурочка.
Настоящий друг
  Витя и Илья шли из школы домой. Они спустились к реке. Ночью мороз сковал речку льдом точно зеркальным стеклом. Мальчики решили поиграть на льду. Вдруг под ногами Ильи хрупкий лед треснул. Илья очутился в холодной воде. Бежать за помощью было далеко. Витя нашел длинную палку и протянул ее другу. Илья схватился за палку. Так Витя вытащил товарища на берег. (61 слово)

  Слова для справок: решили, очутился.
  Зимой
  Был сильный мороз. Он сковал ледком лесные озерки и речки. На дорожках скользко. Зябко стало дубкам и березкам. Подул резкий ветер. Качнулась гибкая ветка рябины. Испугался робкий зайчишка, прижал от страха ушки. Вдалеке каркнул ворон. Запищали синички. Пташки спрятались в гнездышки. (42 слова)
  Слова для справок: гнездышки.
Что за зверь?
  Ночью был легкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Деревья, крыши, ступеньки крыльца стали белые. Девочка Катя захотела по снежку погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой это зверь ходил по снегу? У зверька теплая шубка и длинные уши. Он любит морковку. Это заяц. (51 слово)
(Е. Чарушин)
Зимние чудеса
  Зима вошла в свои права. Мягкий снег укрыл землю. Мороз сковал реки и озера. Крепкий гладкий лед блестит на пруду. Красив стал зимний лес. Пушистые варежки зимушка надела на ели и сосны. Снежком укрылись молодые березки и осинки. Старые пни надели на головы шапки. На полях волнистыми коврами лег снег. Перестал зябнуть озимый хлеб. (56 слов)
  Слова для справок: озимый.
Загадки леса
  Хорошая погодка была в декабре. Лесная дорожка вела нас в лес. Всюду загадки. Под сосной и елью пустые шишки. Здесь крепким клювом поработал дятел. А кто грыз орешки и бросал скорлупки вниз? Это белка. Куда ведут заячьи следы? В осинник. Робкий зверек в белой шубке сидит под осинкой, прижал ушки. На макушку дуба уселся ворон. Под елью большой сугроб. Там берлога медведя. (64 слова)

В горах
  Чудесно весной в горах! На зеленых склонах пестреют ранние цветы. Они тянут свои головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Встали жесткие пучки трав. Вдруг из серых скал выползла туча. Потемнела местность. Посыпал колючий снег и град. Прошла туча. Солнце съело снежок. Радостно запели птицы. Цветы раскрыли свои вазочки. Весело зажужжали жуки и пчелы. (57 слов)
  Слова для справок: пестреют, местность.
Весна
  Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово)
  Слова для справок: солнце, фиалка.
Рассвет в лесу
  Кончилась летняя теплая ночь. Легкий туман стоит над лесом. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Проснулись певчие птицы. Звонко закуковала кукушка. Вот взошло теплое летнее солнце. Оно обсушило росу. Радостно запели птицы. Усталый заяц вернулся с ночной охоты. Ночью гналась за ним хитрая лисица. Убежал маленький зайчик от всех врагов. (53 слова)
  Слова для справок: певчие, закуковала, взошло.
Настя и Малинка
  Настя работала дояркой. Она хорошо кормила и поила своих коров. Девушка заботливо чистила их и мыла теплой водой. Однажды весной корова Малинка заболела. Настя ухаживала за ней день и ночь. Вот Малинка стала здорова. Весь месяц корова была на пастбище в лугах. Вечером Настя пошла встречать стадо. Малинка подбежала к Насте и радостно замычала. (57 слов)
  Слова для справок: дояркой, пастбище.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Рекомендую почитать статью психолога Людмилы Петрановской "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"